Зачем мы кричим на детей?


Итак…невзирая на всеобщий, по крайней мере в больших городах, культ, пед- и психпросвет, мы всё еще порой кричим на своих детей, и некоторые из нас – даже рукоприкладствуют. Причем этим последним словом я обозначаю разные физические действия в отношении детей – от небольшого, в сердцах отвешенного, шлепка по мягкому месту до вполне продуманного «за дело!» наказания ремнем. Ну, что детей «бить нельзя», мы почти все сейчас знаем, и большинство из нас с этим согласно, хотя еще относительно недавно, лет эдак 25-30 назад польза и необходимость физических наказаний не оспаривалась даже в просвещенной среде. Не говоря уже о народных родительских массах…

Для тех, кому интересна история вопроса, рекомендую прекрасную книгу российского ученого – обществоведа И.С. Кона «Бить или не быть?» (2012).  

А я все же хотела поговорить о гораздо более распространенном сейчас воспитательном приеме – о криках. О страшных, громких, иногда и с оскорблениями. Криках, которые, по нашему родительскому мнению, вызваны плохим поведением ребенка и ему же, в виде педагогического воздействия, и адресованы. Ни разу я не видела в своей жизни родителей, которые бы никогда не кричали на своих детей. Возможно, они существуют где-то, в идеальном мире, если их кто-то видел, расскажите!

Большинство из родителей, время от времени использующих крики, прекрасно знают, что это «непедагогично», испытывают стыд и чувство вины после; некоторые, что, в общем-то, правильно, находят в себе силы извиниться перед ребенком и объяснить, почему и за что они на него кричали.

Крик имеет очень важное значение для выживания вида. Вспомните, например, новорожденного: каким еще образом, кроме громкого крика (ладно-ладно, назовем это плачем!) он может оповестить мать о том, что он голоден, ему холодно, страшно, неудобно. Без крика он просто не выживет. Именно поэтому природа создала этот самый пронзительный, жалобный, требовательный, трудно переносимый взрослой особью звук – крик младенца. Кроме того, крик несет в себе одну, не менее важную, сигнальную функцию – он повещает о том, что близко опасность! Первобытные люди, не имеющие развитого языка, сообщали членам племени о надвигающейся опасности именно криком.

Получается, что без крика нам не выжить, и вместе с этим крик мамы (или папы) может очень напугать ребенка, а думающего, «достаточно хорошего» родителя – повергнуть в пучину стыда и вины. Поясню, что термин «достаточно хорошая мать», введенный в обиход выдающимся детским врачом и психологом Д.-В. Винникоттом, обозначает взрослого (для маленького ребенка это, как правило, мать), который обеспечивает потребности ребенка в заботе и защите в той необходимой мере, которая создаёт оптимальную среду для развития и взросления.

В каких ситуациях крик оправдан? Безусловно, в которых существует прямая угроза жизни или здоровью ребенка. Например, крики мамы вслед резво катящемуся в сторону проезжей части маленькому велосипедисту. Или мамы, резко одергивающая малыша, который сует пальцы в розетку. Такой крик, или просто громкое «нет!» срабатывают как стоп-сигнал в подавляющем большинстве случаев. Исключение составляют, пожалуй, только ситуации, когда ребенок так часто попадает под перекрестный огонь криков, что крик становится для него просто фоном, ребенок как бы «выключается», т.е. перестает реагировать.

Крик, который используется как основной воспитательный прием, несет намного больше вреда, чем пользы. Или как там, в инструкциях к лекарственным средствам – «предполагаемый риск для здоровья от приема средства не должен превышать предполагаемой пользы»? Давайте представим, что на нас кричит кто-то, кому мы не можем ответить, потому что этот человек сильнее и от него зависит наше благополучие, например, начальник или подобная важная фигура. Почти всегда, когда на нас кричат, мы вынуждены бороться с двумя мощнейшими базовыми человеческими эмоциями – страхом (потому что мы ощущаем реальную угрозу своему благополучию) и гневом (потому что нам необходимо подавить его, чтобы не ответить, так как это тоже представляет для нас угрозу). Итак, мы внутри себя испытываем огромное напряжение, даже понимая, что никакой реальной угрозы нет. Уволят, в крайнем случае. У ребенка, особенно маленького, еще нет таких механизмов совладания с сильными эмоциями, как у взрослых, а говоря начистоту, не у каждого взрослого они совершенны, иначе откуда бы брались хронические стрессы, неврозы, психосоматические заболевания?

Поэтому намного эффективнее не крик, а любые другие методы. Ведь репертуар наших родительских умений широк, ведь не всегда же мы кричим на ребенка. Иногда мы достаточно спокойны, чтобы выслушать, не перебивая; поговорить, не поучая; посочувствовать, не унижая.

В качестве иллюстрации.

Недавно в маршрутке я была свидетелем диалога мамы с девочкой лет 5-ти. Они сели в переполненный салон, мама взяла девочку на руки.

- Ма-а-а-м, я хочу сама сидеть, у окошка! – ребенок, судя по голосу, устал.

«Ну всё, сейчас начнется», - подумала я, ожидая от мамы привычного «Помолчи, не ной, тут кроме тебя люди, посидишь на руках, не развалишься!» 

- Зайка, ты очень устала, я понимаю, мы долго ходили, у тебя ножки, наверное, болят. Но посмотри, мы сели последние, мест уже нет, нам нужно немножко потерпеть. Если кто-то выйдет, я сразу пересажу тебя к окошку. – мама спокойно и с сочувствием объяснила дочери, что с ней происходит, почему это с ней происходит, почему нельзя сразу же получить желаемое, но можно получить, если немного потерпеть.

- Мам, ладно, я пока так у тебя посижу, а у тебя ножки тоже устали? – девочка будто сразу переключилась со своей проблемы. Даже проявила сочувствие маме, сопоставив своей состояние (усталость) с маминым!

Дальше всю дорогу  мама дружелюбно рассказывала ребенку, какие они молодцы, что так много гуляли, что сейчас они приедут домой и отдохнут, выпьют чаю, поиграют.

На мой взгляд, это был блестящий пример того, как без угроз и криков можно справиться с ситуацией: слушание, понимание, сочувствие. 

Я не берусь утверждать, что эта конкретная мама всегда так терпелива и спокойна, что она никогда не использует «силовые методы» типа крика, но в этом коротком диалоге она действительно справилась с ситуацией и помогла справиться с ней дочке. 


Что почитать по теме:

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Р.-В. Грин «Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей»

Я. Корчак «Как любить ребенка»

Л.В. Петрановская «Если с ребенком трудно…»

О.Г.Калина,Т.В.Панкова "Трудно быть ребенком"

И.Кон "Бить или не бить?"