Внутри первоклассника

Первый класс -  важный этап для ребенка, ведь с этого момента человек расширяет свое представление о себе (он теперь не только Ваня или Катя, не только сын или дочь своих родителей, не только чей-то друг или подружка, теперь он еще и ученик!) и о мире. Поскольку поступление в школу символически означает «выход» ребенка за пределы семейного круга, именно этот момент для современных родителей наполнен большим количеством ожиданий, тревог и фантазий. О чем думают родители? «Будет ли мой ребенок хорошо учиться, сможет ли найти в школе друзей, сложатся ли его отношения с учителем и одноклассниками?». Вместе с этим существуют не всегда осознаваемые фантазии о том, какое место в мире (в данном случае – школьном) займет мой ребенок, будет ли он замечен другими, примут ли его, найдет ли он себя, станет ли «успешным»? 

Традиционно день, когда ребенок идет в первый класс, отмечают как праздник, с какого-то времени даже нашлось запоминающееся название – «День знаний». К 1-му сентября готовятся, о нем заранее думают, волнуются и строят планы. Конечно же, ребенок, через родителей, семью, узнаёт, что ждет его в школе. У него есть различные представления о том, что такое школа, чем он будет там заниматься, будет ли ему там интересно или не очень, найдет ли он там друзей, станет ли хорошим учеником. Эти представления почти целиком состоят из суждений, прогнозов и личного опыта родителей и семьи в целом. Первый класс для семилетнего ребенка становится своеобразной инициацией, переходом из одного состояния в другое, от дошкольного детства к школьному, а в такие переходные моменты особенно важно представлять, что может происходит в его душе. 

Вы мама или папа (а может быть, бабушка, дедушка или, скажем, тетя первоклассника) и у вас тоже был личный опыт! Вы тоже когда-то шли в школу первый раз, наверное, очень волновались, и были очень счастливы, и были очень серьезны! 

Родители первоклассника много уже знают о том, как важны для их сына или дочери «режим дня», «полноценное питание», а также возможность передохнуть после уроков, а только после садится за домашние задания! Эти знания буквально витают в воздухе, передаются из уст в уста, обсуждаются родителями, педагогами, врачами. То есть здесь много понятного, внятного, определенного. 

А что же чувства маленького ученика? Эмоциональная жизнь ребенка во многом зависит от семейной среды, то есть от чувств и настроений родителей, которые в первую очередь и создают эту среду. А эмоции как раз являются той почвой, которая «подкармливает» и мышление, и внимание, и память, т.е. именно те психические функции, которые так важны в школе. Вспомните, в каком настроении – легком, приподнятом, радостном, или, наоборот, подавленном и грустном – вам легче что-то обдумывать, сосредотачиваться, запоминать? Ответ очевиден. Для семилетки это взаимосвязь еще сильнее, т.к. у него еще недостаточно развиты навыки осмысления, осознавания и совладания с сильными эмоциями. Ребенок не может («волевым усилием») подавить негативные чувства, загнать их куда подальше и сосредоточенно умственно работать. Да и не каждому взрослому это под силу. Давайте разбираться дальше.

Итак, чувства и ожидания родителей первоклассника. Вспомните, как вы ждали 1-го сентября, когда ваш ребенок должен был идти в первый класс? Были ли эти ожидания радостными, светлыми, хотя и волнительными, может быть немножко тревожными? Или преобладали страх, дискомфорт («школа – это ужасная ответственность и сплошная нервотрепка»), нервозность? Или вы не испытывали ничего такого особенного, как будто бы нет никаких сильных чувств, связанных со школой? Наши эмоции тонко улавливаются ребенком. Ведь мы общаемся с ним постоянно и близко, находимся в так называемом общем эмоциональном поле. И если родители слишком сильно тревожатся и(или) раздражаются, ребенок тоже начинает тревожится и раздражаться, хотя не понимает, почему. Этот, в свою очередь, влияет на учебную деятельность, т.к. приходится тратить много сил, чтобы успокоится, прийти в себя, «почувствовать» себя хорошо. И для оптимальной работы тех самых «мышления, внимания, памяти» ресурсов уже не хватает. 

«Спокойствие, только спокойствие!» - помните, какими словами Карлсон успокаивал Малыша? Одна из главных задач для родителя первоклассника – постараться сохранять спокойствие, общаясь с ребенком. Ну, или хотя бы знать, что ему, родителю, измученному новым режимом и высокими требованиями, поможет быстро расслабиться. Пусть это будет «звонок другу», ароматный кофе, прогулка быстрым шагом или шоппинг. Если маме (или папе) первоклассника станет немножко легче после напряженного дня – значит, это то, что работает. 

Ведь ребенку это тоже нужно – уметь расслабиться, снять чрезмерное напряжение, успокоиться. И это умение он перенимает у родителей, в семье. Если взрослые постоянно суетятся («давай быстрее, опаздываем!», «не копайся», «у нас и так мало времени!»), поторапливают ребенка или нагружают его большим количеством нужных и ненужных дополнительных занятий («нечего расслабляться, сейчас жизнь такая», «пусть уж сразу привыкает», некоторые бабушки и дедушки вспоминают даже про «тяжело в ученье, легко в бою!», т.е. налицо восприятие учебы как борьбы, войны, преодоления….), они транслируют ребенку, что расслабляться и успокаиваться нельзя, нужно быть в напряжении, нужно стараться, пытаться и успевать. Таким образом, у маленького ученика практически не остаётся пространства и времени для самого себя. Не остаётся места для обычной игры, размышлений, мечтаний и «ничегонеделания». И это для ребенка очень опасно, т.к. его энергетические ресурсы истощаются быстро, и сил на то, чтобы учиться, узнавать новое, интересоваться – просто нет…

И еще – семилетке (а ведь многие дети начинают учиться в школе в неполные семь!) очень важно играть. Играть в простые игрушки: машинки, солдатиков, куклы, конструкторы, посуду иди что там еще у него или нее есть. Даже «дурацкие» компьютерные игры и планшет – пусть будут, но будут именно для игры, а не для спасения от напряжения или места, где можно «спрятаться» от всего. Игровая деятельность еще долго будет идти рука об руку с учебной, и будет как раз тем самым расслаблением и переключением, о которых говорилось выше.