"Синдром самостоятельного ребенка", 

или несколько слов о чрезмерной родительской опеке.


Написать об этом я решила после разговора с одной очень хорошей, внимательной и ответственной мамой о том, что происходит с современными детьми, растущими в нашей детоцентрированной среде. Сразу оговорюсь – то, о чем я собираюсь написать, - это никакая не истина, не доказанный факт. Просто мои личные наблюдения плюс кое-какие идеи, подсмотренные, подслушанные и прочитанные у уважаемых мною авторов (в основном, конечно, психологов). 

Итак. То, что мы обсуждали с этой мамой – как так происходит, что современные дети почти сплошь несамостоятельные, часто безответственные, неспособные одни ни в магазин сходить, ни с учительницей договориться, ни в автобусе прокатиться.          По крайней мере все эти простые вроде бы навыки «созревают» лишь к среднему подростковому возрасту, и то не у всех! А как же мы, их родители, с 5-ти лет «с ключом на шее» допоздна бегали во дворе, лет с 6-7 могли спокойно сходить в магазин за хлебом, и вообще класса со 2-го большинство абсолютно самостоятельно справлялось с уроками, походами на кружок и прочими школьными рутинами?!?

Мы говорили с этой мамой и о том, что сейчас «совсем другая жизнь», полная опасностей, о каких мы, будучи детьми, даже не подозревали. Что у нас сейчас реально больше времени на детей, и мы можем сопровождать их везде и всюду, в прямом и переносном смысле. Что нам не надо много сил тратить на быт и добывание необходимого. Все это мы, конечно, обсудили. И вполне договорились.

Но потом я думала, как так происходит, что мамы (и вообще - родители), вполне понимая необходимость того, чтобы дети были более самостоятельными, ставя в пример себя и прочих родственников, упрекая и ругая их за несамостоятельность, не могут позволить им становиться такими.

Что мешает родителям помочь детям стать самостоятельными и ответственными, такими же, как были они сами? Я думала об этом и с материнской, и с профессиональной позиции, и вот что получилось:

1.      Мы не очень верим в то, что наши дети вполне справятся без нас. Мы боимся, что если они могут без нас, то мы станем им не нужны.

2.     Мы часто не знаем, куда еще нам направить свою энергию, кроме как на детей, точнее, выполнение ЗА детей их дел. Мы точно знаем, что дети не могут отказаться от нашей помощи, даже если она им не нужна, потому что они дети.

3.      Мы беспокоимся, что кто-то посторонний увидит наше собственное «несовершенство», если наш ребенок сделает что-то не так. Поэтому лучше-ка мы сделаем за него.

4.     Мы очень хотим, чтобы дети были нам благодарны за нашу помощь и опеку. Да, этот пункт про тот самый пресловутый «стакан воды». Мы делаем так много, чтобы «заслужить» уважение и благодарность своих детей. Мы думаем, что тогда у нас будут кое-какие гарантии…

Этот список можно продолжать. Но в любом случае в основе родительской гиперопеки лежат неосознаваемые чувства страха, вины и стыда, связанные вовсе не с ребенком, но через ребенка поднимающиеся на поверхность и доставляющие много дискомфорта матери. Чтобы справиться, заглушить в себе эти чувства, мама развивает опеку, не позволяя своему ребенку совершать ошибки, пробовать, пытаться; а по сути – развиваться и взрослеть. Если ребенок ещё «слишком мал и несамостоятелен», то смысл жизни матери обеспечен. На долгие – долгие годы….